«Я убежден, что будущее научится больше у Гезелля, чем у Маркса».
Джон Мейнард Кейнс
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Банк Времени » Библиотека » Экономическое учение славянофилов
Экономическое учение славянофилов
mcswebДата: Понедельник, 24.05.2010, 21:33 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 104
Репутация: 0
Статус: Offline
Обзор.
Блауг, М. 100 великих экономистов до Кейнса / М.Блауг. - СПб.: Омега-Л, 2008. - 347с.;

некоторые выдержки(куча)
Глава два. Славянофилы и их экономические взгляды в эпоху абсолютизма и крепостного права.
- По сути, понятным является то, что экономическая теория славянофилов до настоящего времени не только не раскрыта, но и не осмыслена.
Так же славянофилы отвергали заёмное, скопированное с западноевропейских образцов, госуарственное устройство
(стр. 80-81)
- Так же, главные деятели славянофильского движения сами были крупными землевладельцами, при этом они переходили к наиболее прогрессивным способам хозяйствования: переводили крестьян с барщины на оброк или давали им свободу, использовали труд вольнонаёмных рабочих, заводили фабрики и заводыПоэтому они были в резкой оппозиции к крепостникам и бюрократам
(стр. 81-82)
- Об общинах:
Общине земля принадлежит потому, что община состоит из семей, состоящих из лиц, могущих её возделывать. Право общины над зелёй ограничивается правом помещика, или вотчинника; право помещика условливается его отношением к государству. Общество слагалось не из частных собственностей, к которым приписывались лица, НО ИЗ ЛИЦ, КОТОРЫМ ПИПИСЫВАЛАСЬ СОБСТВЕННОСТЬ (выделено мной)
(стр. 82-83)
- Хомяков (один из первых славянофилов) на рубеже 1830-40-х гг. выступил с одим из первых проектов освобождения крестьян. Он понимал, что в то время речь могла идти только о наделении крестьян зелёй за выкуп. И из всех проектов такого типа у него был наиболее радикальный проект: государство должно было выкупить сразу всю землю у помещиков за счёт казны, а не крестьян, и раздать её крестьянским общинам. Хомяковым был продуман весь финансовый механизм осуществления этой реформы на этих условиях, предусмотрел создание земельных банков. Но у правительства не нашлось денег для радикального решения главного вопроса российской истории - земельного.
(стр. 84)
- Самарин больше других славянофилов, считавших политэкономию буржуазной лженаукой, занимался изучением этой наукиСамарин писал хомякову: "Эта наука (или, точнее выводы из исторического развития народного хозяйства на Западе) не заслуживает ни того неблаговоления, с которым с некоторого времени смотрят на неё многие почтенные люди, ни той огромной важности, которую приписывают ей те, которые видят в обществе компанию акционеров, в жизни народной - торговое предприятие, а в жизни человека - процесс пищеваренияю Политэкономия, в законных пределах её специальности, не только не вредна, но, напротив, нужна и может быть очень полезна; вольно же, с одной стороны, ожидать от неё решения задач, вовсе не входящих в её круг, с другой - отвергать её потому, что она не разрешает этих задач или разрешает их ошибочно.Что касается до практической её применимости в России, то, за исключением некоторых её положений (например, о превосходстве труда свободного перед трудом вынужденным, о выгоде свободного обмена, о вреде всякого искуственного возбуждения промышленной деятельности и некоторых других), я думаю, что в том виде, в котором она существует теперь, её должно изучать не с целью прилагать к делу советы и наставления, выдаваемые ею за безошибочные, но для собственного своего образования..."
(стр.88)
- Повесть Одоевкого "Бентания" (о стране, которую создали последователи Бентанама) вылилась в обличение всей капиталистической системы, что тогда было большой редкостью в мире. Отрывки из повести есть на страницах 92-94.
- Одоевский об Адаме Смите:
Адам Смит признан и глубоким философом, и благодетелем рода человеческого; за сим немногие читали его, и никто не понял, что он хотел сказать; но, несмотря на то, из тёмного запутанного лабиринта его мыслей вытекли многие поверья, ни на чём не основанные, ни к чему не годные, но которые льстили самым низким страстям человека и потому распространились в толпе с неимоверною быстротою
(стр. 101)

- Одоевский о тоске, которая появляется у многих американцев:
Откуда же взялась эта тоска?... Вот, господа, следствие односторонности и специальности, которая нынче почитается целью жизни; вот что значит полное погружение в вещественные выгоды и полное забвение о других, так называемых бесполезных порывов душию Человек думал закопать их в землю, законопатить хлопчатой бумагой, залить дёгтем и салом, - а они являются к нему в виде привидения: тоски непонятной!"
(стр. 102)
- Откуда есть пошли толерасты:
Жестокая эксплуатация рабов на американских плантациях прикрывалась призывами к терпимости (tolerace). Одоевский высмеивает этот трюк: "К чему относилось это прекрасное слово: терпимость? вы подумаете - к вероисповеданиям или к чему-нибудь подобномую Нет! просто к возмутительному рабству негров и беспощадному самоуправству южноамериканских плантаторов! - Терпимость в этом смысле! образец изобретательности!"
(стр 103)
- И снова об Одоевском:
Отрывок из его повести "Русские ночи" о том, что положительная экономическая наука непременно должна в основе своей иметь духовную составляющую: "Но сохрани нас Бог сосредоточить все умственные, нравственные и физические силы на одно материальное направление, как бы полезно оно не было: будут ли то железные дороги, бумажные прядильни, сукновальни или ситцевые фабрики. Одностороннесть есть яд нынешних обществ и тайная причина всех жалоб, смут и недоумений; когда одна ветвь живёт на счёт целого дерева, дерево иссыхает"


--------------------------------***--------------------------------
Сотрудничество - это форма творчества. Поэтому не каждому доступно.
 
Форум » Банк Времени » Библиотека » Экономическое учение славянофилов
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: